Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Плесецкая средняя школа

Структура ФГОС 


ФГОС представляет собой систему требований, обязательных при реализации основной образовательной про­граммы.

Это требования к:

1) структуре основных образователь­ных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образова­тельной программы и их объему, а так­же к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками обра­зовательного процесса;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным;

3) результатам освоения основных об­разовательных программ.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу общего образования:

•личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазви­тию, сформированность мотивации к обу­чению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, со­циальные компетенции, личностные ка­чества; сформированность основ граж­данской идентичности;

•метапредметным, включающим осво­енные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, ре­гулятивные и коммуникативные), обеспе­чивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

• предметным, включающим освоен­ный обучающимися в ходе изучения учеб­ного предмета опыт специфической для Данной предметной области деятельности ПО получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему Основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Специфика требований к результатам:

• три группы результатов (личностные, метапредметные, предметные);

• преемственность результатов для разных ступеней;

• зафиксирован системно-деятельностный подход.

В требованиях к структуре основной об­разовательной программы общего образо­вания впервые основная образовательная программа общего образования рассма­тривается как целостный документ, зада­ются ее структурные компоненты и опреде­ляются требования к каждому из них.

Специфика требований к структуре:

• зафиксировано наличие частей (обязательной и формируемой участниками образовательного процесса) и их соот­ношение;

• определены разделы основной обра­зовательной программы (содержательно и количественно);

• задается интеграция учебной и внеучебной деятельности.

Соблюдение требований к условиям реализации основной образовательной программы общего образования должно обеспечивать создание комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам образовательной среды, гарантирующей охрану физического, психологического и социального здоровья обучающихся, высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся.

Специфика требований к условиям

• кадровым — возможность требовать  наличие квалификационной категории у педагогических работни в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; повышение их квалификации один раз в пять лет;

• финансовым — фиксация того, что норматив финансирования не зависит от количества учебных дней в неделю;

• материально-техническим - функциональный подход к определению условий  (например, возможность получения информации различными способами; проведения экспериментов, создания материальных объектов и др.); возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры;

• наличие требований к информационной среде образовательного учреждения

Наличие требований к условиям реализации основной образовательной программы означает, что без них достижение результата невозможно, и ответственность за создание условий в зависимости от имеющихся средств несет, в первую очередь, руководитель образовательного учреждения и учредитель, то есть в большинстве случаев – муниципалитет.

Если требования к условиями не соблю­дены, то достичь планируемых результа­тов невозможно, то есть результат будет, но другой. В ФГОС предпринята попытка сформулировать условия функционально: например, не указывать, какие конкретно карты должны быть в каждом кабинете гео­графии, но определить, чему должен на­учиться ребенок с помощью этих карт. В этой ситуации одна школа может приоб­рести традиционные бумажные карты, а другая — предложить детям электронные карты/которые можно анализировать с по­мощью компьютера, интерактивной доски, интерактивной парты.

В Стандарте описываются требования к информационному пространству (что явля­ется новым), к материально-техническому обеспечению и учебному оборудованию, к кадровым, финансовым условиям.

Школа, конечно, и раньше формировала личностные качества обучающихся, и рань­ше стоял вопрос об улучшении условий об­разовательного процесса, но в явном виде ни в одном нормативном документе это не фиксировалось. Новизна Стандарта в том и заключается, что все эти требования те­перь описаны в одном документе (см. Низиенко Е.Л., Шмелькова Л.В., 2010)

Преемственность стандартов начального общего и основного общего образования

Ведущие принципы ФГОС – принципы преемственности и развития, которые реализуются в трёх компонентах стандарта.

ФГОС для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир – портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, – это преемственная, но углублённая и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Как пример, выпускник начальной школы – владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной школы – умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; кроме того, в младшем звене необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом, в среднем звене – быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством.

Конечно, в портрет выпускника основной школы добавлены направления и компоненты, определяемые целями основной ступени образования и возрастными особенностями ученика, например осознание им ценности труда, науки и творчества; умение ориентироваться в мире профессий, понимание значения профессиональной деятельности для человека.

Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ – первом компоненте стандарта, который мы считаем ведущим и системообразующим. Формируя эту составляющую, разработчики проекта руководствовались тем, что новые образовательные стандарты – это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов. Сформированные как социальный заказ цели образования трансформируются в требования к результатам, которые отражены в трёхкомпонентной структуре, а после их конкретизации и операционализации – в планируемые результаты. Требования к результатам представлены описанием предметных, метапредметных и личностных результатов и конкретизируются в примерных основных образовательных программах в виде планируемых результатов по учебным предметам, результатов освоения междисциплинарных программ (программы развития универсальных учебных действий, программы «Работа с текстом» и др.). Если под метапредметными результатами в начальной школе мы подразумеваем освоенные универсальные учебные действия, ключевые компетенции и межпредметные понятия, то в среднем звене мы добавляем способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать, осуществлять учебную деятельность, строить индивидуальную образовательную траекторию. (см. Феденко Л.Н., 2012)

3. Методологическая основа новых стандартов в образовании – системно-деятельностный подход.

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.

Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Системный подход - это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.

В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент cтандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования является развитие личности, как элемента системы «мир - человек». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Главный фактор развития - учебная деятельность. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.

По мнению А.Г. Асмолова, «процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом» (см. Асмолов А.Г., 2009).

Основные задачи образования сегодня - не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Ключевой технологический элемент технологии системно-деятельностного подхода - ситуация актуального активизирующего затруднения. Её целью является личный образовательный результат, полученный в ходе специально организованной деятельности: идеи, гипотезы, версии, способы, выраженные в продуктах деятельности (схемы, модели, опыты, тексты, проекты и пр.).

Цикл образовательной ситуации включает в себя основные технологические элементы эвристического обучения: мотивацию деятельности, её проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом, с культурно-историческими аналогами, рефлексию результатов.

Учебный материал играет роль образовательной среды, а не результата, который должен быть получен учащимися. Цель такой среды -- обеспечить условия для рождения у учеников собственного образовательного продукта. Степень отличия созданных учениками образовательных продуктов от заданной учителем образовательной среды является показателем эффективности обучения.

Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.

Сравнение традиционного и развивающего обучения

Традиционное обучение

Инновационное 
Развивающее обучение

1)Базируется на фронтальной форме обучения

1) Опирается на сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм обучения

2) базируется на принципе доступности

2) опирается на зону ближайшего развития

3) учащийся выступает в роли объекта ПД

3) учащийся действует как субъект собственной УД

4) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний

4) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения

5) развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания

5) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания

6) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы;

6) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, 

усваивают общие способы умственной деятельности

7) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности

7) формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности



gia (1).png  vybor4.png  fct.png  rosobr.png  fipi.png  moin.png  slide_1.jpg  coko29_logo.jpg  d12226093254ed970792866531d6735e.png  dnevnik1.jpg